Рекомендации для родителей дошкольников

Актуальные рекомендации для родителей дошкольников

Все мамы и папы мечтают, чтобы их дети выросли здоровыми, счастливыми, всесторонне развитыми. А до тех пор, пока не начинается регулярное обучение в школе, на родителях лежит даже более заметная часть ответственности, чем впоследствии.

Хоть жизнь всегда полна препятствий, их можно и нужно преодолевать. Важно делать это правильно, не поддаваясь сиюминутной слабости и не совершая поступков, способных навредить ребенку. Весьма актуальны оказываются советы родителям по воспитанию дошкольников, составленные на основе рекомендаций опытных педагогов, детских психологов, признанных экспертов.

Ниже перечислены ключевые моменты, на которые мамам и папам стоит обратить внимание. Особенно в том нежном возрасте, когда ребенок уже отчетливо понимает окружающий мир, но еще не начал учиться в школе — а потому для него бесспорным центром мира остаются дом и семья.

Игра как главное детское времяпрепровождение

По статистике, с 50-х годов прошлого века дети в среднем тратят все меньше времени на игру, все больше на учебу и другие «серьезные» дела. И хотя нет ни мировых войн, ни катастроф мирового масштаба, недостаток игрового досуга оказывает куда более разрушительное влияние, чем можно сходу представить:

  • ребенок становится тревожным и депрессивным;
  • повышается риск, что он в дальнейшем будет ощущать себя беспомощным и одиноким;
  • в противовес этому растет склонность к эгоизму, а умение сопереживать другим снижается.

Чтобы избежать таких проблем, нужно позволять детям играть вволю — следить за тем, чтобы игры были развивающими, помогать делать выбор, но не устраивать ребенку нехватку досуга как такового. Играя, малыш учится разностороннему мышлению, самоконтролю, соблюдению правил, умению понимать других.

Развитие любознательности, навыков и умений

Чтобы ребенок исследовал мир, нужно всегда показывать ему, что есть разные варианты. Нельзя ограничиваться только одной-двумя функциями игрушки, одним маршрутом для прогулок, одним «правильным» способом решения творческой задачи.

По наблюдениям экспертов, чтобы стать мастером в чем-то, нужно потратить тысячи часов труда. Врожденные склонности и таланты играют свою роль, но без практики они останутся нереализованными. Вот почему важно еще до начала школьного обучения помогать ребенку развиваться в творчестве, спорте, любых интересных ему занятиях.

Дети еще не знают, что такое талант, что такое навык. Они еще не умеют сосредотачиваться на чем-то одном и не отвлекаться на другое. Вот почему родителям важно создать подходящие условия, помочь в достижении успехов и поддержать в преодолении преград.

Социализация, дружба, контакт с другими

Изначально ребенок открыт для контакта с людьми практически любого возраста. Хотя рекомендации родителям по воспитанию детей сильно различаются, например, для дошкольников и школьников, они сходятся в одном: насильно ограниченное общение — прямой путь к асоциальности, социофобии, комплексам.

Важно, чтобы ребенок не только осваивал то, что соответствует его возрасту, но и наблюдал за тем, что предстоит ему дальше, учился на примере сверстников постарше, подростков и взрослых людей. Это позволяет, еще не приступив к тому, что пока «не по плечу», уже получить об этом представление.

Этическое развитие, умение различать добро и зло

Важно понимать, что в бытовом смысле «хорошо» и «плохо» — относительные вещи. И современные советы по воспитанию ребенка сводятся не к тому, чтобы с детства привить догматические сценарии поведения, а напротив, к умению в каждой ситуации понимать, почему одни действия — проявления добра, а другие — проявления зла.

Основу такого понимания составляют долгосрочные связи между поддержкой, одобрением, похвалой (или же отсутствием всего этого) и тем, что происходит. Вот почему важно, чтобы ребенок получал одобрение дружелюбия, а не агрессии; вот почему поддержка не должна появляться только в тот момент, когда малыш болеет, и исчезать сразу после выздоровления.

Объятия как лучший способ выражать любовь

Потребность в тактильном контакте, в объятиях и других проявлениях нежности есть не только у детей. Нуждаются в этом и взрослые люди, и даже не только люди — другие млекопитающие тоже.

Недостаточно просто говорить ребенку слова любви и похвалы. Важно обнимать его, делая это искренне — тогда он будет чувствовать, что любим и нужен. Причем это должно происходить не только по случаю приветствия, в качестве поощрения или награды, но и «просто так».

Ребенок — прежде всего человек и личность

К сожалению, некоторые папы и мамы воспринимают свою ответственность за будущее ребенка чересчур буквально, так что стремятся определять каждый его шаг. Такой подход превращает родителя, даже искренне любящего, в тирана и деспота, а малыша лишает свободы и самостоятельности.

Актуальные советы для родителей дошкольников всегда едины в том, что ребенку нужна свобода действий: воспитывать — не значит муштровать, рекомендовать — не значит принуждать. У многих людей, даже когда ребенок уже давно вошел в сознательный возраст, остается ошибочное представление о нем как о ком-то, кто нуждается в контроле и помощи каждую минуту. Это способно оказать очень дурную услугу: даже если малыш не будет чувствовать себя затравленным, он не научится ответственности за свои действия и вырастет несамостоятельным, постоянно нуждающимся в советах.

Научиться, проявляя любовь к своим детям и поддерживая их, не ограничивать их свободу — довольно тяжелый труд. Ведь ребенок — не игрушка и не персонаж компьютерной игры. То влияние, которое мама и папа оказывают на его жизнь, скажется в будущем, на протяжении долгих лет.

Вот почему так важно ответственно подходить к воспитанию, готовиться к каждому его этапу, включая все дошкольные периоды, заранее. Нельзя позволять себе надеяться на авось и думать: «да ладно, как-нибудь получится». Бесспорно, помощь родителям в воспитании детей всегда готовы оказать работники детсадов, эксперты по педагогике, детские психологи, родственники и друзья семьи. Но в первую очередь ответственность за будущее ребенка лежит именно на родителях.

totop