Почему нельзя бить детей

Почему нельзя бить детей

Вряд ли кто-то считает воспитание ребенка простым делом. Многие родители никогда не уверены до конца, какие меры правильны, а какие нет, и спорят с родственниками, с педагогами, да и между собой. Даже вопрос о том, можно ли детей бить по попе, становится камнем преткновения в семьях, хотя большинство людей давно уверились: добиваться правильных результатов можно без физических наказаний.

К сожалению, многие мамы и папы по-прежнему считают, что шлепнуть ребенка по пятой точке, а то и отстегать ремнем — вполне приемлемо. И как бы ни старались психологи, психотерапевты объяснять, насколько плачевными бывают последствия, немало людей придерживаются консервативного и явно вредного подхода.

Чем вредит насилие в процессе воспитания

Конечно, шлепок ладонью, да и несколько ударов ремнем вряд ли причинят долгосрочные физические травмы. Хотя и здесь ушибы могут оказаться болезненными, на уровне полноценных побоев.

Но гораздо важнее разобраться в психологической составляющей процесса. Что представляет собой наказание детей по попе для самих малышей, а что — для мам и пап?

Почему родители решаются применять насилие

Когда родитель бьет ребенка, он, даже не осознавая этого, демонстрирует физическое превосходство. И вместе с тем признает несостоятельность, нежелание выбрать другой, более конструктивный — и, конечно, более сложный — способ объяснить, в чем малыш неправ. Ведь нужно разобраться в ситуации, найти подход, подобрать слова — это не так легко. Ударить — намного проще.

Объяснения и воспитательные беседы не дают мгновенного результата — приходится тратить время и силы, проявлять терпение. Мгновенное послушание после шлепка — кажущийся успех. Негативные результаты насилия, которое применяли к ребенку, проявляются спустя месяцы и годы — многие мамы и папы могут даже не понять причин.

К чему приводят телесные наказания в будущем

Эмоциональный вред даже от простого шлепка, который кажется безобидным, бывает тяжелым. Вот лишь несколько главных причин, почему нельзя бить детей по попе, да и вообще применять к ним физическое насилие:

  • Ребенок долго остается физически слабее взрослого. Телесные наказания в наглядной и очень обидной форме это подтверждают. Ощущая свою слабость, человек рискует вырасти замкнутым, скрытным, боязливым. А если процесс повторяется регулярно, формируется простой, но очень деструктивный принцип: «Прав тот, кто сильнее».
  • Угроза насилия несовместима с доверием. Мама или папа перестают быть по-настоящему близкими людьми, если ребенок привыкает к шлепкам или полноценным ударам. В какой-то момент малыш начинает скрывать проблемы и переживания, а без поддержки чувствует себя одиноким и беспомощным.
  • Боль пугает, ее хочется избегать. Поэтому будет логично, если ребенок попытается скрыть свою ошибку, чтобы не было больно. Несколько успешных попыток убедят его в том, что молчание, ложь, умение «заметать следы» — лучшие способы избежать наказания.
  • Само телесное наказание не вызывает приятных эмоций. Спектр негативных чувств: обида, ненависть, злость — устойчиво связывается именно с родителем. Даже когда малыш успокаивается, подсознательная неприязнь остается.

Тот, кто считает шлепки и удары легким способом решения проблем, рано или поздно убеждается, что ошибался. К сожалению, гораздо чаще это происходит слишком поздно, когда исправить что-то — уже очень сложно.

Последствия рукоприкладства, перенесенного в детстве

События, которые происходят с ребенком, влияют на его будущее. Если наказывать детей при помощи битья, повышается риск неврологических болезней и психических проблем, вплоть до сильных отклонений. Да и физическое развитие не всегда идет правильно.

Опаснее всего, конечно, когда бьют по голове: исследования показывают, что даже банальные подзатыльники негативно сказываются на умственном развитии. Но и любое другое насилие провоцирует склонность к целому «букету» недугов, включая артрит, гепатит, диабет и многое другое.

Что касается морального облика людей, которые переносили физические наказания, то здесь ситуация еще хуже. По статистике, именно шлепки и удары повышают риск того, что человек:

  • проявит склонность к алкоголю и наркотикам — способам забыться;
  • легче преодолеет запрет на совершение преступлений, ведь насилие и агрессия еще в детстве стали для него чем-то вполне допустимым.

Но главное, когда этот человек сам станет родителем, в его сознании уже будет заложена склонность к рукоприкладству. В какой-то момент он даже не задумается, можно ли бить ребенка по попе. К сожалению, мнимая допустимость таких методов часто передается «по наследству», из поколения в поколение.

Воспитание без физического насилия

Каждый родитель должен быть еще и педагогом, то есть уметь спокойно, взвешенно относиться к ошибкам и капризам ребенка, подбирать слова в споре и проявлять сдержанность, даже если это трудно. Именно тогда малыш вырастает уравновешенным, гармонично развитым, с чувством искренней благодарности к родителям.

Большинство случаев, когда ребенок поступает неправильно, не требуют сиюминутной реакции — их вполне можно обсудить потом. Критические ситуации — это, например, сознательная порча имущества, воровство, провокация риска для здоровья или жизни. Но даже в этом случае не нужно применять насилие — требуется, например, отдернуть ребенка от опасного обрыва, а уже потом спокойно и внятно объяснить ему, почему он поступил неправильно.

Способы наказания, не связанные с рукоприкладством, есть всегда. Родитель может:

  • лишить ребенка запланированного удовольствия, четко дав понять, что это результат неправильного поведения;
  • расстроившись, показать обиду и объяснить причину — ребенок не захочет в будущем опять испортить папе или маме настроение;
  • дать дополнительное задание, связанное с домашними делами, чтобы скучное и утомительное занятие стало последствием плохого поведения.

Профессиональные педагоги и детские психологи всегда предлагают меры наказания ребенка, исходя из возраста, пола и характера. В любой ситуации можно (и нужно!) найти подход, который никак не будет связан с физическим насилием, даже легким.

totop